Гран-при Бельгии: Как в старые добрые времена
Представлять лучший этап в календаре Чемпионата мира – и легко, и сложно одновременно. Легко, ибо можно просто нарезать восторженных высказываний современных гонщиков и гениев прошлого, и этого будет достаточно для понимания сути Спа. Сложно, ибо этот этап имеет свою историю, свой характер, которые не раскрыть двумя словами.
Это не одинаковые, похожие друг на друга тилькедромы, не скучный Хунгароринг, не медленное Монте-Карло, не переставший после реконструкции быть самим собою Нюрнбуринг. Это Спа – и этими тремя буквами, к которым добавляется Франкоршам, сказано если не все, то очень многое. Самый длинный круг, самая сложная погода, самый большой перепад высот. Самый тяжелый вираж всего чемпионата, наконец!
А теперь обо всем по порядку. Разумеется, автогонки пришли в бельгийские Арденны задолго до появления чемпионата мира в классе Формула-1. Это случилось в далеком уже 1924-м году, когда дороги общего пользования между деревушками Франкоршам, Бурневиль, Маста и Бланшимон впервые стали местом проведения 24-часовой гонки.
Организаторами соревнований стали журналист Жюль де Тьер и глава бельгийского автоклуба Генри ван Офем. Вообще же идея проведения автогонок на почти 15-километровом естественном треугольнике, образуемом периферийными дорогами, появилась в 1921-м. Разумеется, просто так выехать на эти самые дороги и начать гоняться не получилось – требовалась доработка трассы, создания соединений между различными естественными участками.
Но когда кольцо в Спа было создано, оказалось, что творцы поработали на славу. И уже в 1925-м в Арденнах прошел первый Гран-при. Победителем которого стал гонщик по фамилии Аскари. Разумеется, это был не будущий двукратный чемпион мира Альберто Аскари, а Антонио – его отец. Судьба итальянца сложилась трагически – уже на следующем этапе он погиб. Хотя не было бы ничего удивительного, если бы это случилось именно в Бельгии. Ведь трасса, изобиловавшая скоростными поворотами (а некоторые еще и подгоняли под увеличение скорости), огромными по гоночным меркам перепадом высот (180 метров!), серьезными перегрузками была, чего греха таить, изначально предрасположена к авариям.
На довоенных Гран-при Бельгии побеждали такие легенды автоспорта, как Луи Широн, Тацио Нуволари и Рудольф Караччиолла. После Второй мировой войны этап сразу же попал в календарь Чемпионата мира. К тому времени на трассе уже появились серьезные изменения – например, добавился участок под названием Raidillon, ставший в связке с легендарной Eau Rouge одним из самых сложных гоночных участков во всем чемпионате (сейчас эта связка и вовсе признается самым сложным виражем в Формуле-1 – шестая передача, выжатая педаль акселератора, почти 300 км/ч, перегрузки более чем 3G, летящая вниз трасса…).
Первым победителем зачетного Гран-при Бельгии стал легендарный Хуан-Мануэль Фанхио. Десять лет спустя Спа продемонстрировал всему формулическому миру свою темную сторону – четыре гоночных инцидента, унесших две человеческие жизни. Майк Тейлор во время практики врезается в дерево из-за потери управления над болидом.
Стирлинг Мосс ломает обе ноги, столкнувшись с другой машиной из-за поломки оси. Это еще даже не началась гонка! Которая сначала забрала юного британца Криса Бристоу (влетел в стену возле поворота Burneville), а пять кругов спустя его земляка Алана Стэйси (столкнулся с птицей (!), потерял управление, вылетел с трассы).
Через шесть лет в серьезной аварии побывал будущий трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт – шотландец 25 минут оставался заблокированным в своем болиде после вылета с мокрой трассы и встречи с деревом. В те годы на длиннющем кольце Спа-Франкоршама службы безопасности не всегда успевали вовремя к месту аварии… Фактически этот инцидент и последовавшая за ним реакция (и самого Стюарта, и формулической общественности) предопределила судьбу старого доброго Спа. Последний этап на 14-километровом автодроме прошел в 1970-м, а выиграл его пилот BRM Педро Родригес.
В следующем сезоне Гран-при Бельгии не проводился, а в 1972-м этап принял автодром в Невеле. Ему не была уготована долгая формулическая жизнь – после второй попытки в 1974-м Невель ушел в историю. Кстати, оба Гран-при выиграл один и тот же гонщик, Эмерсон Фиттипальди. А главной бельгийской трассой стал Зольдер.
Пока в Спа шли кардинальные изменения, на кольце Зольдера одержали свои победы уже упоминаемый Джеки Стюарт, Ники Лауда, Марио Андретти, Джоди Шектер – легендарные имена, как ни крути. Неизвестно, как долго Формула-1 обитала бы на этой трассе, но случилось то, что случилось. На квалификации ГП Бельгии 1982-го года разбился один из самых ярких пилотов всех времен и народов, любимец самого Коммендаторе Энцо Феррари, Жиль Вильнев.
С учетом того, что обновленный Спа был готов уже к 1979-му, после пробного для Франкоршама 1983-го (победа Проста на Рено) и прощального для Зольдера 1984-го (Альтоберо на Феррари) ГП Бельгии окончательно и бесповоротно вернулся в Арденны. Как и Нюрнбуринг, который мы уже представляли, в Спа значительно уменьшили длину круга – почти в два раза.
Но, в отличие от немецкой трассы, бельгийская не утратила своих главных прелестей. Это очень быстрые, скоростные повороты и профилированные участки; перепад высот, который особенно заметен во время не совсем сухой погоды – в одном месте может идти дождь, а в другом – весело сиять солнышко; и, конечно, великолепные гоночные участки, как-то стартовая шпилька La Source (Источник), умопомрачительно быстрый и сложный из-за уклона трассы Eau Rouge (Красная вода), скоростной поворот Blanchimont, торможение в конце которого считается самым тяжелым на всей трассе.
Разумеется, все эти сложности умножаются на нередкий в это время бельгийский дождь – тогда трасса становится совсем непредсказуемой. Но за это пилоты и любят Спа, за настоящий гонщицкий дух, за возможность не просто проехаться по трассе на приличной скорости, а еще и побороться с машиной в очень сложных условиях.
Ветеран современной Ф1 Джанкарло Физикелла перед стартом этого этапа просто рассыпался в комплиментах перед Спа-Франкоршамом, да и многие другие гонщики наверняка придерживаются такого же мнения. Особняком стоит разве что четырехкратный (и все – подряд!) победитель ГП Бельгии Джим Кларк – причем он ругает трассу именно за то, за что все хвалят…
Главными героями обновленного автодрома стали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Бразилец выигрывал ГП Бельгии пять раз, из них четыре – подряд, с 1988-го по 1991-й. А победа в 1985-м на Лотусе стала всего лишь второй для будущего трехкратного чемпиона мира. Немец же одержал на кольце Спа свою первую, историческую победу, которая случилась в 1992-м. Мало того, Шуми за год до этого дебютировал в Формуле-1 именно на этом этапе!
Наверное, именно из-за этого Михаэль так любил побеждать в Арденнах – шесть раз, не считая отобранной в 1994-м победы из-за дисквалификации. А предпоследняя бельгийская виктория, в 2001-м, стала эпохальной, 52-й в карьере Красного Барона. У великого Алена Проста так и осталась 51 победа… Да и саму трассу Шумахер любил, независимо от количества своих побед: Неважно, сколько раз ты проезжаешь через О-Руж – каждая новая встреча с ним дарит тебе ни с чем не сравнимое наслаждение.
И это при том, что именно на ГП Бельгии состоялся один из самых знаменитых обгонов самого Шуми! Это случилось в 2000-м, Мика Хаккинен долго сидел на хвосте у немного более медленной Феррари, пока оба пилота не догнали на подъеме Kemmel кругового Рикардо Зонту. Бразилец так и остался ехать посреди трассы – ширина трека позволяла пропускать пилотов, не прижимаясь к обочине.
Шумахер начал обгон лидером, а завершил его уже на втором месте – ибо Хаккинен с другой стороны болида BAR успел прошмыгнуть и мимо Зонты, и мимо опешившего от такой наглости немца. Это был самый яркий эпизод борьбы за чемпионство в том сезоне – и вообще между Хаккиненом и Шумахером.
За последние шесть лет Спа дважды выпадал из календаря чемпионата мира – в 2003-м (проблемы с рекламой табачных изделий) и 2006-м (реконструкция). Поэтому из нынешних участников чемпионата успели победить в Арденнах всего два пилота – не участвующий из-за аварии Фелипе Масса (в прошлом сезоне) и его нынешний партнер по команде Кими Райкконен (2004, 2005 и 2007). А все остальные, во главе с самым опытными в пелотоне героем ГП Европы Рубенсом Баррикелло начинают очередной бельгийский этап фактически с нуля.
Начинают, помня о том, какой сложности трасса перед ними. Достаточно напомнить один факт – на старте гонки в 1998-м только шесть болидов избежали грандиозного столкновения (спровоцированного легендами ушедшей эпохи, Дэвидом Култхардом и Эдди Ирвином). Да, Спа коварен и может нанести удар в любой момент. Надеемся, это пойдет только на пользу интриге в чемпионате в целом и ГП Бельгии-2009 в частности.
Владимир Мыленко, специально для uaSport.net
Это не одинаковые, похожие друг на друга тилькедромы, не скучный Хунгароринг, не медленное Монте-Карло, не переставший после реконструкции быть самим собою Нюрнбуринг. Это Спа – и этими тремя буквами, к которым добавляется Франкоршам, сказано если не все, то очень многое. Самый длинный круг, самая сложная погода, самый большой перепад высот. Самый тяжелый вираж всего чемпионата, наконец!
А теперь обо всем по порядку. Разумеется, автогонки пришли в бельгийские Арденны задолго до появления чемпионата мира в классе Формула-1. Это случилось в далеком уже 1924-м году, когда дороги общего пользования между деревушками Франкоршам, Бурневиль, Маста и Бланшимон впервые стали местом проведения 24-часовой гонки.
Reuters
Грожан дебютировал за Renault в Формуле-1
Грожан дебютировал за Renault в Формуле-1
Организаторами соревнований стали журналист Жюль де Тьер и глава бельгийского автоклуба Генри ван Офем. Вообще же идея проведения автогонок на почти 15-километровом естественном треугольнике, образуемом периферийными дорогами, появилась в 1921-м. Разумеется, просто так выехать на эти самые дороги и начать гоняться не получилось – требовалась доработка трассы, создания соединений между различными естественными участками.
Но когда кольцо в Спа было создано, оказалось, что творцы поработали на славу. И уже в 1925-м в Арденнах прошел первый Гран-при. Победителем которого стал гонщик по фамилии Аскари. Разумеется, это был не будущий двукратный чемпион мира Альберто Аскари, а Антонио – его отец. Судьба итальянца сложилась трагически – уже на следующем этапе он погиб. Хотя не было бы ничего удивительного, если бы это случилось именно в Бельгии. Ведь трасса, изобиловавшая скоростными поворотами (а некоторые еще и подгоняли под увеличение скорости), огромными по гоночным меркам перепадом высот (180 метров!), серьезными перегрузками была, чего греха таить, изначально предрасположена к авариям.
Reuters
Красивейший этап в Ф1
Красивейший этап в Ф1
На довоенных Гран-при Бельгии побеждали такие легенды автоспорта, как Луи Широн, Тацио Нуволари и Рудольф Караччиолла. После Второй мировой войны этап сразу же попал в календарь Чемпионата мира. К тому времени на трассе уже появились серьезные изменения – например, добавился участок под названием Raidillon, ставший в связке с легендарной Eau Rouge одним из самых сложных гоночных участков во всем чемпионате (сейчас эта связка и вовсе признается самым сложным виражем в Формуле-1 – шестая передача, выжатая педаль акселератора, почти 300 км/ч, перегрузки более чем 3G, летящая вниз трасса…).
Первым победителем зачетного Гран-при Бельгии стал легендарный Хуан-Мануэль Фанхио. Десять лет спустя Спа продемонстрировал всему формулическому миру свою темную сторону – четыре гоночных инцидента, унесших две человеческие жизни. Майк Тейлор во время практики врезается в дерево из-за потери управления над болидом.
Стирлинг Мосс ломает обе ноги, столкнувшись с другой машиной из-за поломки оси. Это еще даже не началась гонка! Которая сначала забрала юного британца Криса Бристоу (влетел в стену возле поворота Burneville), а пять кругов спустя его земляка Алана Стэйси (столкнулся с птицей (!), потерял управление, вылетел с трассы).
Reuters
Алонсо продолжает упорно бороться
Алонсо продолжает упорно бороться
Через шесть лет в серьезной аварии побывал будущий трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт – шотландец 25 минут оставался заблокированным в своем болиде после вылета с мокрой трассы и встречи с деревом. В те годы на длиннющем кольце Спа-Франкоршама службы безопасности не всегда успевали вовремя к месту аварии… Фактически этот инцидент и последовавшая за ним реакция (и самого Стюарта, и формулической общественности) предопределила судьбу старого доброго Спа. Последний этап на 14-километровом автодроме прошел в 1970-м, а выиграл его пилот BRM Педро Родригес.
В следующем сезоне Гран-при Бельгии не проводился, а в 1972-м этап принял автодром в Невеле. Ему не была уготована долгая формулическая жизнь – после второй попытки в 1974-м Невель ушел в историю. Кстати, оба Гран-при выиграл один и тот же гонщик, Эмерсон Фиттипальди. А главной бельгийской трассой стал Зольдер.
Reuters
Феттелю больше нельзя ошибаться
Феттелю больше нельзя ошибаться
Пока в Спа шли кардинальные изменения, на кольце Зольдера одержали свои победы уже упоминаемый Джеки Стюарт, Ники Лауда, Марио Андретти, Джоди Шектер – легендарные имена, как ни крути. Неизвестно, как долго Формула-1 обитала бы на этой трассе, но случилось то, что случилось. На квалификации ГП Бельгии 1982-го года разбился один из самых ярких пилотов всех времен и народов, любимец самого Коммендаторе Энцо Феррари, Жиль Вильнев.
С учетом того, что обновленный Спа был готов уже к 1979-му, после пробного для Франкоршама 1983-го (победа Проста на Рено) и прощального для Зольдера 1984-го (Альтоберо на Феррари) ГП Бельгии окончательно и бесповоротно вернулся в Арденны. Как и Нюрнбуринг, который мы уже представляли, в Спа значительно уменьшили длину круга – почти в два раза.
Reuters
Увлеченные гонщики на пресс-конференции
Увлеченные гонщики на пресс-конференции
Но, в отличие от немецкой трассы, бельгийская не утратила своих главных прелестей. Это очень быстрые, скоростные повороты и профилированные участки; перепад высот, который особенно заметен во время не совсем сухой погоды – в одном месте может идти дождь, а в другом – весело сиять солнышко; и, конечно, великолепные гоночные участки, как-то стартовая шпилька La Source (Источник), умопомрачительно быстрый и сложный из-за уклона трассы Eau Rouge (Красная вода), скоростной поворот Blanchimont, торможение в конце которого считается самым тяжелым на всей трассе.
Разумеется, все эти сложности умножаются на нередкий в это время бельгийский дождь – тогда трасса становится совсем непредсказуемой. Но за это пилоты и любят Спа, за настоящий гонщицкий дух, за возможность не просто проехаться по трассе на приличной скорости, а еще и побороться с машиной в очень сложных условиях.
Reuters
Хэмилтон продолжает борьбу
Хэмилтон продолжает борьбу
Ветеран современной Ф1 Джанкарло Физикелла перед стартом этого этапа просто рассыпался в комплиментах перед Спа-Франкоршамом, да и многие другие гонщики наверняка придерживаются такого же мнения. Особняком стоит разве что четырехкратный (и все – подряд!) победитель ГП Бельгии Джим Кларк – причем он ругает трассу именно за то, за что все хвалят…
Главными героями обновленного автодрома стали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Бразилец выигрывал ГП Бельгии пять раз, из них четыре – подряд, с 1988-го по 1991-й. А победа в 1985-м на Лотусе стала всего лишь второй для будущего трехкратного чемпиона мира. Немец же одержал на кольце Спа свою первую, историческую победу, которая случилась в 1992-м. Мало того, Шуми за год до этого дебютировал в Формуле-1 именно на этом этапе!
Наверное, именно из-за этого Михаэль так любил побеждать в Арденнах – шесть раз, не считая отобранной в 1994-м победы из-за дисквалификации. А предпоследняя бельгийская виктория, в 2001-м, стала эпохальной, 52-й в карьере Красного Барона. У великого Алена Проста так и осталась 51 победа… Да и саму трассу Шумахер любил, независимо от количества своих побед: Неважно, сколько раз ты проезжаешь через О-Руж – каждая новая встреча с ним дарит тебе ни с чем не сравнимое наслаждение.
Reuters
Трасса в ожидании зрителей
Трасса в ожидании зрителей
И это при том, что именно на ГП Бельгии состоялся один из самых знаменитых обгонов самого Шуми! Это случилось в 2000-м, Мика Хаккинен долго сидел на хвосте у немного более медленной Феррари, пока оба пилота не догнали на подъеме Kemmel кругового Рикардо Зонту. Бразилец так и остался ехать посреди трассы – ширина трека позволяла пропускать пилотов, не прижимаясь к обочине.
Шумахер начал обгон лидером, а завершил его уже на втором месте – ибо Хаккинен с другой стороны болида BAR успел прошмыгнуть и мимо Зонты, и мимо опешившего от такой наглости немца. Это был самый яркий эпизод борьбы за чемпионство в том сезоне – и вообще между Хаккиненом и Шумахером.
За последние шесть лет Спа дважды выпадал из календаря чемпионата мира – в 2003-м (проблемы с рекламой табачных изделий) и 2006-м (реконструкция). Поэтому из нынешних участников чемпионата успели победить в Арденнах всего два пилота – не участвующий из-за аварии Фелипе Масса (в прошлом сезоне) и его нынешний партнер по команде Кими Райкконен (2004, 2005 и 2007). А все остальные, во главе с самым опытными в пелотоне героем ГП Европы Рубенсом Баррикелло начинают очередной бельгийский этап фактически с нуля.
Reuters
На старт!
На старт!
Начинают, помня о том, какой сложности трасса перед ними. Достаточно напомнить один факт – на старте гонки в 1998-м только шесть болидов избежали грандиозного столкновения (спровоцированного легендами ушедшей эпохи, Дэвидом Култхардом и Эдди Ирвином). Да, Спа коварен и может нанести удар в любой момент. Надеемся, это пойдет только на пользу интриге в чемпионате в целом и ГП Бельгии-2009 в частности.
Владимир Мыленко, специально для uaSport.net
Не пропусти другие интересные статьи, подпишись: