Гран-при Германии: До и после Лауды

Гран-при Германии: До и после Лауды
AP

И что мне от любви осталось ныне -
только имя…

Длинный летний перерыв наконец-то подошел к концу, и Королевские гонки возвращаются в нашу жизнь. Возвращаются с относительной уверенностью в завтрашнем дне - все 13 потенциальных участников чемпионата мира – 2010 наконец-то подали заявки, практически решен вопрос с регламентом.

Теперь мы можем сосредоточиться исключительно на гонках. Мы можем - а пилоты нет. Потому что, например, слухи вокруг перехода Алонсо в Ferrari уже этой зимой все упорнее и навязчивее. Согласно этим же слухам, Фернандо заменит в кокпите красной машины того пилота, который во время оставшихся летних Гран-при проявит себя хуже, чем партнер. Так что в Ferrari Аначинается борьба не на жизнь и даже не на смерть - а на место в команде. И здесь уже любые поддавки исключены.

Да и остальным в пелотоне есть за что побороться. Главные, конечно, здесь Баттон и Феттель – борьба за чемпионскую корону пока что не в самом разгаре, но после Гран-при Германии может обостриться. Тем более что на весь гоночный уик-энд синоптики пообещали осадки. Стоит ли напоминать, чья это любимая погода.


Reuters
Мастер интриги

Но все это будет потом, в самом ближайшем (руку протянуть) будущем. Мы же поговорим о прошлом, которое у немецкого этапа Формулы-1 прелюбопытнейшее. Начнем с того, что самый первый этап Гран-при состоялся в Германии в далеком 1926-м. Выиграл его уже упоминаемый нами в превью к Гран-при Монако легендарный немецкий гонщик Рудольф Караччьола, пилотировавший Мерседес. А особо примечательным стал тот факт, что сам этап прошел на не существующей ныне трассе (переделали под дорогу) АФУС.

Эта трасса в дальнейшем только раз принимала этап чемпионата мира – в 1959-м, – а позже была переделана под участок дороги. И это было очень и очень просто сделать. Недаром АФУС называли гоночным автобаном: две параллельно и очень близко друг к другу расположенные длиннющие прямые, соединенные в одном месте шпилькой, а в другом – бэнкингом. Не для Формулы-1 трасса, мягко говоря.

Это поняли давно и сразу, поэтому все последующие этапы – как до начала истории Королевских гонок, так и во время оных – проводились на Нюрбуринге. Но! Не спешите путать тот, старый добрый Нюрбуринг с нынешним. Это совсем разные трассы. Точнее, почти совсем разные. Дело в том, что гоночная трасса вокруг небольшой деревеньки Нюрбург была очень своеобразно построена - два неравномерных соединенных кольца. На месте южного кольца (петли) уже в 70-е и был построен нынешний автодром, на котором Формула-1 привыкла гоняться в рамках Гран-при Европы (и два раза – Гран-при Люксембурга).


ausringers.com
Та самая авария

А вот Северная петля, легендарная Нордшляйфе, долгое время, до 1976-го года использовалась для этапов Формулы-1. Что это была за трасса, можно описать двумя словами, брошенными когда-то трехкратным чемпионом мира Джеки Стюартом (тем Джеки Стюартом, который в 1968-м опередил на финише ставшего вторым Грэма Хилла на четыре минуты – время двух-трех кругов на любом другом автодроме!). Зеленый ад. И это было действительно так. Огромное кольцо – почти 23 километра! – в окружении прекрасной природы горного массива Айфель, с видом на средневековый замок, со сложнейшей конфигурацией и очень опасными поворотами. Этот, старый Нюрбуринг признан самой сложной трассой за всю историю автоспорта.

Трасса была построена в 1925-м году. Вспомните, что это было за время – Германия только что пережила ужасную послевоенную разруху и сумасшедшую, непостижимую инфляцию. Как обер-бургомистру Кельна удалось выбить из федеральных властей 15 миллионов марок на строительство гоночного кольца, неизвестно – но это произошло. Наверное, потому, что его звали Конрад Аденауэр. Случайные люди не становятся канцлерами ФРГ…

Пилоты всегда роптали о чрезмерной сложности Нордшляйфе – но всегда и гонялись. Один раз, в 1970-м, Гран-при Германии переехал на Хоккенхаймринг, но тут же и вернулся. Никакого сравнения с Зеленым адом!

Хотя Хоккенхайм тоже успел отметиться – ведь именно на Гран-при Германии-70 свою последнюю победу одержал Йохен Риндт, ставший чуть позже первым и единственным посмертным чемпионом мира. А за 13 лет до этого на Нюрбурингском ГП Германии свой последний формулический триумф пережил великий Хуан Мануэль Фанхио. Побивший, кстати, существующий рекорд трассы сразу на 24 секунды.

Кто знает, как бы сложилась судьба Нордшляйфе в дальнейшем. Наверняка со временем Зеленый ад изменил бы свою сверхсложную конфигурацию в целях безопасности пилотов – но сделал бы это эволюционным, а не революционным путем, и остался в календаре чемпионата. Но случился 1976-й год.

Перед самой гонкой на трассу упали первые капли дождя, но никто, кроме одного пилота, не поехал переобуваться в дождевую резину. Все сделали это после первого круга, когда стало ясно – так ехать нельзя. А тот, единственный, Йохен Масс на McLaren благодаря своему благоразумию опередил весь пелотон на достаточное количество секунд.

И Ники Лауда, ведший за рулем Ferrari в том сезоне борьбу за чемпионство, рванул догонять соперника. Но доехал только до поворота Bergwerk – где пробил отбойник, ткнулся в насыпь и снова вылетел на трассу. А там в его уже горящую машину врезались еще два болида. Зрелище, конечно, жуткое (на Ютубе этот ролик есть, можно посмотреть), эта авария считается в истории Формулы-1 одной из самых страшных, не завершившихся смертельным исходом.

Лауда, как мы все знаем, выжил – и даже вернулся в гонки уже через полтора месяца (весь в бинтах, из которых, после победы в первой же по возвращении гонке, сочилась кровь). А Зеленый ад ушел навсегда. Ушел из Формулы-1, разумеется. Ведь даже сейчас за небольшую сумму, что-то около 25 евро, любой желающий может прокатиться по одной из самых легендарных и самых опасных трасс в истории Королевских гонок.

А Формула-1 перебралась в Хоккенхайм. Но и эта трасса в 70-80-х была не такой, какой мы знаем ее теперь. Реконструкция, случившаяся в 90-х, фактически убила изюминку этой скоростной трассы, проходящей в лесу. Как видим, раньше умели строить не столько комфортные, сколько интересные трассы.

Не было на них Германа Тильке… Кстати, переделка Южной петли Нюрбуринга во всем известную сейчас трассу, на которой и пройдет Гран-при Германии-2009 – это дело рук как раз герра Тильке. Одно из первых его творений в Формуле-1. Так что можно сравнивать современные тилькедромы с практически доисторическими.


colunistas.ig.com.br

Хоккенхайм безраздельно царствовал до 2006-го года (только в 1985-м Микеле Альтоберо на Ferrari выиграл в Нюрбуринге; уже обновленном Нюрбуринге, разумеется). С 2007-го было принято решение чередовать автодромы. Но совершенно идиотская ситуация с правами на название Гран-при Германии привело к тому, что в позапрошлом сезоне Нюрбуринг так и не принял этап чемпионата. Формула-1 осталась без Германии. Будем надеяться, что в последний раз.

Нынешний Нюрбуринг – это все-таки интересная трасса. Здесь можно ошибаться, тормоза не играют в этой гонке основополагающей роли (в отличие от Хоккенхайма). Зато инженерам придется потрудиться с настройками аэродинамики, ведь изначально в Нюрбуринге болиды страдают недостаточной поворачиваемостью – а если настроить неправильно, оная легко становится избыточной с понятными последствиями в быстрых поворотах, коими богата немецкая трасса.

С резиной не должно быть особых проблем, покрытие на Нюрбуринге достаточно гуманное (и здесь видна разница с другим немецким автодромом) - зато стоит обратить внимание на количество топлива, которое очень сильно влияет на скорость машины. Поэтому вряд ли кто-то отойдет от общепринятной тактики двух пит-стопов. А еще ведь эта трасса достаточно высотная, выше только бразильская, в Сан-Паулу, что тоже сказывается на двигателях. На обгонах же сказывается конфигурация трассы: самым удобным местом является первый после прямой старт-финиш поворот.

Дожди в этой части Германии – не редкость, да и, как уже было сказано, на этот уик-энд синоптики как раз и запланировали осадки. А еще стоит опасаться стрикеров – правда, в отличие от футбола, одетых. В 2000-м, еще на Хоккенхаймринге, уволенный сотрудник Мерседеса (человек в белом плаще, как называют его в историографии Ф1) выбежал на трассу, чем испортил гонку McLaren-ам - чего, собственно, и добивался.

Если же учесть, что в итоге победу одержал пилот Ferrari Рубенс Баррикелло, стартовавший 18-м, то бегун своей цели очевидно достиг. Пока последователей человека в белом плаще на немецких трассах не наблюдалось, но чем черт не шутит. Особенно в такой суматошный сезон.

Владимир Мыленко, специально для uaSport.net



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях