Харлан: Я не знаю, какие медали могут даваться легко
Олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы Ольга Харлан стала героем новой программы на канале UA:Перший “Роздягалка“.
В программе Ольга рассказала как за полгода стать фэшн-звездой, открыть зал для фехтования, восстановиться после травмы и выиграть чемпионат мира.
Вашему вниманию расшифровка интересного интервью с одной из лучших спортсменок Украины.
- Плечо уже зажило?
- Все намного лучше, плечо уже почти обновилось. Боль еще немного чувствуется, но это рабочие моменты...
- Если бы тебе сказали, что нужно написать о себе страницу в Википедии... Что нужно знать о тебе тем, кто читает Вики?
- Харлан Ольга Геннадиевна, фехтовальщица, из Украины! 4 сентября 1990 года рождения (смеется). Начала бы с биографии, конечно же, ну и личная жизнь...
После видеосюжета, в котором ее назвали “оборотнем“:
- Да, иногда мне так и говорят: “Оля, когда ты выходишь на дорожку, у тебя такое лицо “просто отойди и не трогай“. Есть одна фотография, причем с Олимпиады в Рио, на которую я сама посмотрела и подумала: “Оль, ты че? Как так?“. Честно, я смотрю - мне даже как-то страшно, действительно “не трогайте меня“.
- Ну да, когда хочется олимпийскую награду, то...
- Угу, насчет взгляда даже не думаешь.
- У тебя есть какой-то ритуал перед состязаниями?
- Ритуалов как таковых нет, зато есть талисманчики, которые, как я думаю, помогают мне. Когда-то в 2014 году были соревнования в Нью-Йорке, Гран-при. Я их выиграла. После этого ко мне подошла болельщица, дочка которой занимается фехтованием. Она достала статуэтку игрушечного Микки Мауса и говорит: “Оля, это мой талисман, я его постоянно с собой вожу и теперь тебе дарю, чтоб он тебе помогал“. И с того времени я его беру с собой во все поездки. Еще есть кулончик, который мне девочки подарили на день рождения в прошлом году. На нем написано “Dream Team“ и дата “13.08.16“, когда мы выиграли серебряную медаль в Рио. Я расплакалась! Боже, как я рыдала, просто взахлеб - мне было так приятно. Говорю им: “А-а-а, зачем вы это сделали?“ А они: “Оля, если б мы знали, что у тебя будет такая реакция, мы бы тебе его не дарили“ (смеется).
- Болельщики очень любят, как ты “звучишь“ на дорожке. Ты можешь что-нибудь спеть? Какая у тебя любимая украинская песня?
- Петь?! Я не умею. Я ненавижу караоке, несколько раз там была, и мне вот вообще не понравилось. Поэтому нет, категорически. Я пою только в машине или в душе, или сама.
- Какую песню ты пела последней? Вот сегодня в душе была? Что пела?
- Не пела, очень быстро было (смеется). А в машине пела Lady Gaga “Poker Face“ и вот этот момент “No no no no“.
- Когда женщины фехтуют, то о-о-очень громко кричат. Зачем?!
- У нас вообще все кричат: парни, девушки... Так мы выражаем свои эмоции. Иногда это помогает, потому что иногда ты фехтуешь с соперником, а иногда “с судьей“. И ты должен показать, что ты прав.
- Что происходит внутри тебя, когда ты проигрываешь?
- Первое - это злость, конечно же. Думаю, никто не любит проигрывать. При этом злость на кого-то другого, почему-то не на себя. Самое тяжелое после поражения - это находить какие-то слова для корреспондентов, объяснения того, что произошло. Второе - это уже злость на себя. Затем - отрешение от всех, когда не хочешь ни с кем разговаривать. А потом проходит час-два - и жизнь продолжается, ведь это всего одни соревнования. Плакать на соревнованиях я давно перестала, но все равно бывает... как будто кран открывается.
- Когда такое было последний раз?
- М-м-м... в Москве в этом году. Это были мои вторые соревнования после возвращения. Мне все говорят: “Оля, успокойся, это всего вторые соревнования“. А я не могу! Мне и то мешает, и это мешает, а проблема-то не в этом, а в себе. То, что это я фехтую, доходит уже черед день, когда сидишь и разговариваешь с тренером, когда уже получил от него “по голове“.
- Бывают медали, которые даются легко?
- Нет. Вообще ни одна. Я не знаю, какие медали могут даваться легко, особенно в фехтовании. Нет такого, что ты отфехтовал один и бой и выиграл медаль. До золотой награды ты должен выиграть шесть боев.
- Оль, медали бывают не только золотыми...
- Бли-и-и-ин, серьезно? (смеется). Думаю, каждая спортсменка стремится к золоту, вот и все.
- Костюм стоит около 100 евро, сабля - 50 евро, плюс аренда зала, оборудование и тому подобное... все это влетает в копеечку. Насколько материально выгодно фехтовать тебе?
- В этом плане мне легче, потому что своими результатами я добилась того, что с нашей федерацией, с нашей женской командой подписала контарт фехтовальная фирма. То есть мы показываем результат - они нас снабжают экипировкой. Для тех, у кого нет таких контрактов, для детей, подростков, или даже скорее для их родителей - это очень тяжело сейчас. Оплачивать соревнования, покупать фехтовальную обувь... лично у меня она держится максимум полгода. В свое время мои родители тоже не могли оплачивать все это, и я брала все эти вещи у своих старших коллег, у Лены Хомровой (олимпийская чемпионка 2008 года по фехтованию в команде - прим.). Ко мне попадали и старые кроссовки... и просто в обычных фехтовала. Потом уже заработала на первые спецовки за 70 евро. Это было в 2005 году, когда мне было 14 лет. Тогда я поехала на юниорский чемпионат Европы и привезла серебряную медаль. И сказала: “Это все они!“ (смеется). А они были такие ужасные, некрасивые, но это были первые! Было очень круто.
- А вообще много ли зарабатывают успешные фехтовальщики? Вот, например, дети хотят стать олимпийскими чемпионами или чемпионами мира - есть ради чего стараться в материальном плане?
- За серебро дают 75 или 85 тысяч долларов. За бронзу - 55 тысяч. За золото я не знаю, надо у Верняева спросить (смеется). (Олег Верняев, олимпийский чемпион 2016 года по спортивной гимнастике - прим.)
- Я знаю, ты принимала участие в эротичной фотосессии и также баллотировалась в Верхновную раду. За что тебе было более стыдно?
- Было дело... За фотосессию вообще не было стыдно. Это почему-то нам навязали, что такого не может быть. А мне очень даже понравилось. Попробовать снова? Может быть, почему нет. Насчет баллотирования... Не могу сказать, что мне стыдно за этот опыт. Горький опыт - тоже опыт. Так что нет, я ни о чем не жалею.
- Какую наиболее неприятную вещь тебе пришлось о себе читать?
- О, это было просто гениально! Тоже по политической теме, рейтинг пьющих депутатов или что-то в этом роде... И я была на третьем месте! Была взята моя фотография с мужем, тогда еще моим парнем, где мы с литровыми бокалами пива на Октоберфест. Надо понимать, что хотя мы и спортсмены, но тоже люди, тоже отдыхаем, и у нас иногда есть отпуск.
- Ты не только спортсменка, но и модель. Чем отличаются спортмены от моделей?
- Модели много не едят, они худые, и мне их жалко (смеется).
- А спортсмены много едят?
- Ты посмотри на меня! (смеется) До модели мне еще далеко. Хотя сейчас такая тенденция еще - можно быть в теле, и мне это нравится! Быть моделью очень сложно: стоять на каблуках, влезть в те штаны, которые тебе дают... вы серьезно?... позировать на камеру. Ты не знаешь, камера тебя любит или нет.
- Какую часть тела фехтование делает лучше?
- Ягодицы. Очень. Мы делаем выпады, очень много выпадов. Особенно правую или левую, смотря на то, левша ты или правша. Так что у нас одна больше другой (смеется). Это не секрет. Еще бедра, потому что двигаемся на полусогнутых.
- Как ты относишься к диетам?
- Если честно, это очень сложно, и я очень злюсь. Потому что не люблю тех людей, которые худые и едят все! Извините, но я вас ненавижу (смеется).
- Ты всегда отмечаешь, что выходишь на дорожку только за победой. Означает ли это, что поражения тебе даются сложнее, чем другим спортсменам?
- Наверное, да. Я к себе отношусь требовательно. Я на своей практике выходила из таких счетов... 8-2 проигрывала, 15-14 выигрывала. Я много работаю и хочу это делать. Я живу этим. Я понимаю, для чего я это делаю. И меня не устраивает, как некоторые просто “отбывают номер“. Для меня это не результат. Надо стремиться к лучшему, к высокому уровню.
- Когда ты сделала свою татуировку с олимпийскими кольцами на руке?
- Эту (показывает) после ОИ в Лондоне. Вообще первые у меня была после Пекина, на ступне. Но я их переделала на цветок, лотос.
- Ты боишься каких-то вещей, которых боятся обычные люди?
- Да, пауков. Это ужасные создания. Они мерзкие и все. Даже в фильмах не могу на них смотреть. А еще я поняла, что не сильно люблю бабочек. Вроде бы такие красивые, но когда они на тебя садятся... просто “уйди, не трогай меня“.
- А травм боишься?
- Не могу сказать, что прямо сильно. Скорее нет.
- А возраста?
- (молчит в ужасе, а потом смеется) Как по мне, до 25 лет ты становишься старше, а уже когда переваливает за эту отметку, то стареешь.
- А морщин?
- Нет, это естественно. Особенно мимические, это нормально. Я люблю улыбаться, и у меня их много.
- Как думаешь, у тебя получится сделать твой зал фехтования в Николаеве центром фехтования в Украине?
- Да, там проходит много соревнований, была украинская Универсиада. Я надеюсь, там будут чемпионаты Украины проходить.
- Чем хочешь заниматься после того, как уйдешь из спорта?
- Хочется себя реализовать как в спорте, так и не только. Думаю, я своей душой останусь в спорте, буду вокруг этого всего. Меня избрали в комиссию атлетов моей Федерации фехтования, хочется также попасть в европейский комитет. Хочу двигаться в этом направлении. Хочу выучить английский, чтобы свободно разговаривать. Но это очень сложно! Хочу, конечно, быть в семье, быть счастливой, чтоб ничто не тревожило, ни в чем не нуждаться, а главное - здоровой.
Расшифровка iSport.ua