Мужество и гордость. Главный тренер легкоатлетов-паралимпийцев рассказал про лондонские достижения

Главный тренер легкоатлетической паралимпийской сборной Украины Виктор Мелентьевич Лыс в эксклюзивном интервью для сайта СПОРТ bigmir)net рассказал о наших победах и поражениях, о подготовке к играм и своем отношении к паралимпийскому спорту.
Мария Данченко, Лондон

В последний день Паралимпиады мне удалось пообщаться с главным тренером паралимпийцев-легкоатлетов. Виктор Мелентьевич Лыс – опытный наставник наших паралимпийцев, и для него это уже пятые Паралимпийские Игры. Потому вдвойне интересно было послушать о наших победах и поражениях, о его отношении к паралимпийскому движению, к подготовке и результатам Игр, и узнать, что же скрывается за четвертым местом Украины в общемедальном командном зачете стран на лондонской Паралимпиаде.

- Виктор Мелентьевич, что для Вас паралимпийский спорт?

- Я много лет работал со здоровыми спортсменами и уже более 20 лет работаю с паралимпийцами, со спортсменами, которые имеют  разного вида поражения. Меня часто спрашивают, насколько важен, насколько нужен спорт для инвалидов, и я все больше и больше придерживаюсь того мнения, что, наверное,  он им нужен даже больше, чем полностью здоровым людям. Потому что в принципе для многих спортсменов, которые занимаются серьезно разными видами спорта, это - стимул для жизни. Спорт – это реабилитация. Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда спортсмен буквально еле-еле поднимается с кровати, а через определенное время он начинает ходить, начинает двигаться, совершенствоваться физически и, самое главное,  интеллектуально,благодаря громадному общению, и мы видим совершенно другого человека. А на примере этого человека другие видят, что он смог, и задаются вопросом: “а почему я не смогу?” И это самое главное в паралимпийском спорте.

И когда здоровые спортсмены “распускают сопли,” начинают плакаться, как им тяжело, я говорю им: “Ребята, знали бы, вы как тяжело тем ребятам, которые являются инвалидами, с чего они начинают и чего достигают в жизни. Это вам тяжело по сравнению с ними?? Это вы с них должны брать пример, а не они с вас.” Потому действительно, гордость охватывает и сердце, и душу за их достижения и за растущий интерес к паралимпийскому спорту.

Это уже мои пятые параолимпийские Игры. Мои спортсмены выступали еще Сеуле, там заработали две золотые и серебряную медали. Потому я могу по этой динамике уже как-то анализировать и говорить о том, насколько все изменилось. Изменилось очень сильно, даже на уровне политическом, в отношении самих государств к паралимпийским играм. Я знаю пример, когда россияне заняли на прошлой паралимпиаде девятое место, а Украина заняла четвертое место, для России это был такой шок! Мои друзья и  родственники в Москве говорили: «Ну вы дали! Ну как это? Вы нас обошли!». (смеется)

И одна из главных задач для российских паралимпийцев, например, была обойти Украину (смеется). И конечно, это видно по составу спортсменов России, и по количеству приложенных усилий для того, чтобы занять место, более высокое, чем Украина. Но это спорт. Его любят, наверное, за его непредсказуемость, за неожиданность результата. Это борьба. Это стимул, это стремление к высоким достижениям.

- Работа с паралимпийцами - больше физическая или психологическая?

- Вы знаете, это, наверное, больше даже психологическая работа, чем физическая. Я хочу вот сказать как тренер... По большому счету, физическая работа – это физическая работа. Но часто у спортсмена бывают нарушения, в том числе в психологическом плане, какие-то травмы психологические. И, к сожалению, часто бывают разные неожиданные сюрпризы, на соревнованиях, когда бывают срывы, в первую очередь, психологического плана. Поэтому, конечно, кроме того, что знать и совершенствовать работу тренера по нагрузкам, по изучению техники, надо быть еще психологом, настроить, отвлечь, соответственно подготовить спортсмена к соревнованиям. Это очень важный момент.

- Насколько большую роль в паралимпийском спорте играют технологии? Насколько достижения – это работа самого спортсмена и осознание того, что он может, и насколько это тренерско-методическая часть, и насколько техника?

- Технически, что касается реабилитации в спорте, сейчас фактически сама подготовка паралимпийских спортсменов, как это ни парадоксально и удивительно, идет по тем методикам, по тем же технологиям, которые были разработаны для здоровых спортсменов. Это колоссальные нагрузки. Это совершенствование, буквально доведение, несмотря на поражения,  до идеальной техники. Потому что если сравнивать с ведущими спортсменами, которые выступали три-четыре-пять лет назад, можно увидеть, насколько у них слажена техника. То есть, это не просто пришел и победил. Этому предшествует очень серьезная работа. Работа, которая включает физическую подготовку, а также подготовку техники. Естественно, это оказывает очень серьезное влияние на достижения. Без этого сейчас просто невозможно достичь высокого результата в паралимпийском спорте. Техника совершенствуется. Совершенствуются материалы, из которых, например, изготовлены коляски, они сейчас облегченные, обеспечивают лучшее скольжение, изменяются костюмы спортивные в том же плавании, в той же легкой атлетике; всевозможное оборудование, которое используют спортсмены, которые толкают и метают, сидячие спортсмены, тоже совершенствуется. Все эти параметры идут параллельно.

- Как, по Вашей оценке, принимали нашу команду в сравннении с предыдущими паралимпиадами?

- Вы знаете, я был очень шокирован в хорошем плане Великобританией, их отношением в плане посещения спортивных объектов. Например, в Китае, там было тоже много людей. Но там детей приводили, создавали массовку. Настолько искренне англичане болели, настолько стадион забиты.Приехал мой ученик из Израиля посмотреть Паралимпийские Игры. Он не смог билеты купить! Он только смог купить билеты на закрытие Паралимпийских Игр. И то, что мы видели с утра и до самого позднего вечера полный стадион, это, конечно, шок. И чувствуется, что люди очень открытые, очень доброжелательные, искренне переживающие, болеющие, и не только за своих спортсменов, а в целом. И самое интересное, что люди разных возрастов, от детей до пожилых людей. Настолько они азартно и искренне болели, настолько были вовлечены в соревнования, конечно, это очень приятно.

- Насколько Вы довольны результатами украинской паралимпийской сборной в легкой атлетике?

- Пока еще немножко эмоции захлестывают. В целом, конечно, результат неплохой. Но конечно, я как самоед, смотрю более глубоко. Понимаю, что были еще резервы, можно было и получше выступить. Где-то сорвались в плане психологическом. Где-то что-то не получилось, где-то не ожидали мы таких высоких результатов. Но наверное, так и и построен тренировочный процесс, что мы в конце каждого этапа как-то проводим анализ и строим какую-то перспективу в подготовке.

Знаю, что результат нынешней Паралимпиады – рекордный для Украины, – и  удивленно спрашиваю: - Вы ожидали больше медалей?

- Конечно. Мы потеряли как минимум 7-8 золотых медалей. Это метание, это бег, это прыжки.У нас ситуации были, когда мы проиграли, например, 3-4 сантиметра, это было обидно. Были, конечно, приятные сюрпризы. В частности, Катышев Руслан, прыгун тройным прыжком в 11м классе (спортсмены, абсолютно лишенные зрения, – прим.) стал чемпионом. Это оказалось неожиданностью. Мы рассчитывали на призовое место, но не настолько высокое. А были срывы, когда ребята просто не выдержали психологически. Например, в том же толкании ядра мой ученик, в частности, который имел рекорд мира установленный накануне Паралимпийских игр, на Чемпионате Европы, был лидером, метал шестым или седьмым. И в первой же попытке китайцы сломали мировой рекорд. На 30-40 сантиметров. Его рекорд, который был очень высоким, Конечно, это был шок. Следом за ним россиянин еще 10 сантиметров добавляет. Конечно, психологически, я думаю, это сыграло очень большую роль на его конечный результат. Это, конечно, трагедия для спортсмена, и я думаю, что он себя не смог мобилизовать на тот настрой, который бы позволил ему занять высокое место. Это маленький сюжетик, а таких примеров было очень много. Потому что часто мы ориентируемся на соперников, которых мы знаем. А самый главный соперник, конечно, Китай. Они постоянно привозят совершенно новых спортсменов. При этом я не скажу, что это нечестная борьба. Но они перед соревнованиями декларируют и показывают результаты совершенно низкие, а потом привозят людей, которые не всегда соответствуют этим результатам.

- Вы думаете, это стратегия какая-то?

- Я думаю, конечно, что стратегия определенная. Когда спортсмен показывает, грубо говоря, в толкании ядра результат 14,07. И тут же он толкает на 15,50 (вздыхает)... Конечно, это стратегия. Поэтому я все больше склоняюсь к тому, что в команде должен быть очень серьезный опытный психолог спортивный, который бы работал с ребятами, потому что этого немножко не хватает. Кроме физической подготовки и технической подготовки надо очень много уделять внимание подготовке психологической. Психологов больше надо привлекать к работе со спортсменами,потому что это не мелочь, это существенная часть в подготовке спортсменов.

- Как обстоят дела с тренировочными базами для паралимпийцев в Украине?

- У нас есть легендарный человек, Валерий Михайлович Сушкевич, Президент Паралимпийского комитета Украины, благодаря которому была создана система “Инваспорт” в Украине. Это – человек, которого настолько искренне любят, и который так много сделал для паралимпийского спорта в Украине! Благодаря ему в городе Евпатория создан Национальный паралимпийский центр, в котором есть все идеальные условия. Нам даже многие страны завидуют. Для паралимпийской подготовки там есть бассейны, спортивные залы, чудесный стадион, тренерский состав. В Национальном Центре есть все условия, чтобы готовиться к паралимпийским соревнованиям. Мы практически всю подготовку проходили на этой базе. Если бы этого не было, то таких результатов не было бы даже и близко. Там готовятся волейболистки, лучники и пловцы. Кроме того, в каждом областном центре есть структура “Инваспорта.” Естественно, что в каждом городе есть стадионы, там проходит первоначальная подготовка. А в дальнейшем при подготовке к Паралимпиаде последние шесть-семь месяцев легкоатлеты проходили подготовку на базе в Евпатории, потому что там мы контролируем процесс. Мы смогли продумать правильный режим для того, чтобы подготовить спортсмена к соревнованию, и это самое главное.

Отметим, что на последних Паралимпийских играх в Лондоне наша легкоатлетическая сборная завоевала 22 медали (из общекомандных 84-х), в том числе 8 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых.

Мария Данченко, Лондон, специально для Спорт bigmir)net