Луческу: Будем биться, конечно, за четыре трофея

Наставник Шахтера Мирча Луческу в интервью телеканалу Россия 2 рассказал о задачах, которые стоят на текущий сезон, о состоянии дел в команде и отношениях с игроками.
ФК Шахтер

– Мистер, какие цели у Шахтера в сезоне, который стартовал?

– Вы, наверное, читали интервью нашего президента. Нам нужно победить во всех внутренних соревнованиях – чемпионате, Кубке, Суперкубке. А самое важное, конечно, пройти групповой этап Лиги Чемпионов. Сейчас нужно помочь молодым футболистам, чтобы они поняли быстрее философию нашего клуба, сделали для команды то же, что и их предшественники, и даже больше. Не будем забывать, что в  последние годы Шахтер очень сильно поменялся. От нас ушли футболисты, без которых команда, казалось, не выживет, но мы выжили. Я заранее готовил на их место новых игроков, а поэтому уход некоторых исполнителей был практически незаметен. За три года мы очень многое выиграли. Но команда все же остается очень молодой, особенно игроки атаки. Помимо этого, они еще и очень креативные. Обычно во время трансферов больше внимания уделяют именно атакующим футболистам, а потому было важно сразу думать о том, чтобы наши молодые игроки могли заменить тех, кто уходит. Помимо всего что я сказал, лично для меня важным компонентом является также зрелищность игры.

– Извечная борьба Шахтер - Динамо. Кто в этом сезоне может вмешаться в нее?

– Я говорил в прошлом году, что есть два претендента, которые имеют шансы вклиниться в нашу дуэль: это Металлист и Днепр. Днепропетровцы могли сделать это и в прошлом году, но плохо начали Чемпионат. Если говорить о качестве игры, то в начале сезона мне очень понравился донецкий Металлург. Они также могли бы оказаться в четверке. Остальные команды, наверное, пока еще не готовы к этому. В прошлых сезонах  мне очень нравилось, как прогрессировали Карпаты. Потом же у них был спад, в результате которого они едва сохранили прописку в Премьер-лиге. Делать прогнозы не очень хочется, далеко не всегда они сбываются.

– Назовите три причины, по которым Шахтер должен стать чемпионом в этом году.

– Не могу назвать причины. Все, что было, - уже история, это прошло. А что будет завтра, один Бог знает. Важно, чтобы команда росла и дальше, чтобы зрелищность нашей игры привлекала на стадион еще больше болельщиков. У меня есть желание, чтобы Донбасс Арена на 100 процентов заполнялась владельцами абонементов. Тогда я был бы очень счастлив. Думаю, что у нас есть все шансы побороться за чемпионство, мы очень сильно хотим этого, и я делаю все, чтобы у футболистов не пропала жажда побед в национальном чемпионате. Важно, чтобы внутренняя конкуренция между нашими футболистами повысила общий уровень команды.

– Какие планы у Шахтера в еврокубках?

– Очень много в Лиге Чемпионов, конечно, зависит от жеребьевки. Потому что мы, как команда из Восточной Европы, не можем сравниться с большими европейскими грандами через призму истории, традиций, своих финансовых возможностей. Я с уверенностью говорю (ведь я сегодня один из самых опытных тренеров на международной арене, у меня ни разу не было даже года паузы): если команда из Восточной Европы выходит в четвертьфинал Лиги Чемпионов, это равносильно победе. Потому что очень большой финансовый интерес в этом соревновании. Но мы должны сделать шаг вперед. Конечно, было бы желательно, если б Шахтер сыграл в полуфинале Лиги Чемпионов. Для этого есть все возможности: и уникальный стадион, который, по моему мнению, в своем роде единственный в мире, талантливые футболисты, которые могут конкурировать с любыми исполнителями высокого уровня. Остается, чтобы нас настолько же уважали. Было очень много казусов, ситуаций, которые были против нас…

– Может ли клуб бороться за несколько трофеев одновременно?

– У нас в стране всего три трофея – чемпионат, Кубок и Суперкубок. В Англии – пять, в Испании – шесть. У нас три и один европейский. Будем биться, конечно, за четыре трофея.

– Вы могли бы сравнить вашу работу в разных клубах?

– Условия, которые созданы в Шахтере, сравнимы с лучшими клубами Европы. В этом плане, конечно, не стоит вопрос, где мне комфортнее. Здесь я уже нахожусь девятый год. За это время команда росла, завоевывала различные титулы, поэтому я чувствовал себя великолепно. Хотелось бы, конечно, чтобы Чемпионат был сильнее, но, думаю, что к этому мы еще придем. Украина –большая страна, с очень хорошим потенциалом. Я смотрел хронику и могу сказать, что во всех городах стадионы были забиты просто до отказа! Это шло из поколения в поколение, дети брали пример со своих родителей, и в итоге стало традицией. А если бы были пустые трибуны, то никакого роста можно было бы и не ждать.

– Вы отметили, что в команде есть талантливые футболисты, а с кем бы из них вы пошли в разведку?

– Я не могу делать такие заявления. Они мне все близки, как дети, поэтому сложно ответить на такой вопрос.  И раз они находятся в Шахтере, значит это игроки одного уровня. А мои симпатии зависят от их отношения к делу, от того, как они растут, от их желания достичь высокого уровня.

– Какие качества вы больше всего цените в своих игроках?

– У каждого человека есть свои слабости, свои преимущества. Мне, наверное, больше нравятся слабые места у людей, над этим можно работать, помогать. Во всех разговорах с футболистами, которые провожу, я делюсь своей философией. Мне важно быть в курсе всего, что у них происходит, чтобы они обращались за помощью. Первое качество, которое я ценю в людях, – это воспитание. На втором месте, пожалуй, позитивное отношение к футболу и к жизни. Третье – это дисциплина, которая касается и окружающей среды, и партнеров. Я никогда ничего не запрещаю до тех пор, пока кто-то не нарушает этот запрет. Что касается характеров и темпераментов некоторых футболистов, я могу помочь изменить их, чтобы они стали настоящими людьми, - насколько смогу, естественно.

– Вы уже восемь лет живете в Украине, скучаете ли по родине, по национальным блюдам? Что вам нравится из украинской кухни?

– И нынешние футболисты, и бывшие… Мы не можем есть то, что едят все. Мы придерживаемся определенного меню. Не скажу, что я детально знаю украинскую кухню и что-то предпочитаю. Сложно оценивать, когда в жизни в основном стадион и дом. Друзья? Реже, чем хотелось бы. Спорт требует определенных ограничений. А свободное время хочется потратить на интересную книгу или передачу.

– У вас есть хобби, о котором мы, может быть, не знаем?

– Было когда-то, сейчас, к сожалению, не могу себе этого позволить. Я очень любил играть в теннис. Но самым важным хобби остается футбол. Есть, конечно, и другие интересы. Мне нравится искусство, политика, жизнь людей на других концах света, например. Я человек, который интересуется всем.

– А кого бы вы выделили из искусства кино?

– Я бы не хотел переходить на персоналии. Я могу обсуждать какие-то профессиональные, футбольные моменты.

– Представьте, что завтра конец света. Какие бы три вещи вы сделали в первую очередь?

– Если бы завтра наступил конец света, что бы вообще кого-то интересовало? Это очень сложный вопрос. Я уже говорил и повторю еще раз: вне зависимости от того, столько мне осталось жить, все, в чем участвую, хочу сделать максимально.

– Вернемся к футболу. Назовите свой любимый и нелюбимый момент в игре.

– Самый болевой момент – когда получаем гол в свои ворота. Тогда чувствуешь себя опустошенным. А положительный – наверное, гол в чужие ворота. Также очень сложные моменты связаны с травмами игроков. В таких случаях я втройне переживаю. Ну а когда забивается гол, все обнимаются – это, конечно, всегда приятные эмоции. Не говоря о том, когда выигрывается какой-то титул. В этот момент в праздновании принимают участие не только команда, но и руководство клуба, и, самое важное, болельщики. Это если говорить о футболе. В жизни совсем другие критерии.

– Вы очень давно на тренерской работе. Какие качества вы цените в своих коллегах – наставниках команд?

– Я все-таки выходец из коммунистической системы. Воспитывался в таком формате. Тогда не было возможности играть с великими европейскими командами. Мы не имели права выезжать из страны. Телевидение практически ничего не показывало, в газетах не публиковали информацию о том, что происходит в других странах. А у меня была своя система. Я никогда себя не сравнивал с другими, никогда не изучал их подходы, по которым они работали в то же время, что и я. Поэтому я оцениваю своих коллег через призму игры команды, которую они тренируют. Команда должна быть зеркалом своего тренера и вести себя на поле и в жизни так, как это делает ее наставник. Меня не очень интересуют чужие титулы. Есть тренеры, которые добиваются титулов, не воспитывая при этом молодых игроков. Их волнует только финальный результат. Покупают самых лучших игроков в мире, дают им большие контракты. Конечно, в таком случае легче добиться результата. Мне же импонируют тренеры, которые на протяжении своей карьеры воспитывают молодых футболистов и потом с ними выигрывают титулы. Но в этой жизни все меняется. Сейчас можно путешествовать, сравнивать, анализировать. Конечно, есть возможность совершенствоваться намного больше, чем раньше. У меня же своя система, которая создавалась на протяжении многих лет и которая принесла мне многие успехи.

– Какой матч в истории мирового футбола вы считаете самым грандиозным?

– Таких игр было очень много. Но я бы выделил полуфинальный матч ЧМ-1970 Италия – ФРГ. Это была очень зрелищная игра, самая интересная на тот момент. Может быть, с тех пор были сыграны тысячи поединков, которые по зрелищности превосходили этот матч. Но было бы неправильно назвать какую-то игру и забыть эту.