Валентин Уткин: Мы верили, что в Украине прорастет "зерно" хоккея
В 2013 году свой 50-летний юбилей отмечает профессиональный хоккейный клуб Сокол (Киев), начинавший свои выступления в чемпионате СССР в сезоне-63/64 под названием Динамо. Клуб из столицы Украины был переименован в 1973 году, и со временем стал одним из лидеров советского хоккея, завоевав в 1985 году бронзовые медали. Воспитанники её школы становились Олимпийскими чемпионами, выигрывали первенства мира и Европы, Кубок Стэнли… Сейчас легендарная киевская команда переживает не лучшие времена, уступая второй год подряд звание чемпиона Украины. Киевляне чаще попадают на страницы СМИ со скандалами о задолженностях перед хоккеистами, реконструкцией домашней арены клуба Авангард и т.д.
В юбилей команды iSport.ua пообщался с первым капитаном киевлян - Валентином Павловичем Уткиным. 12 января 2014 года Заслуженный тренер и Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины отметит своё 80-летие, пятьдесят лет из которых он отдал киевской хоккейной команде. После завершения игровой карьеры с 1968 по 1976 года был её тренером, с 1977 по 2009 года директором СДЮШОР "Сокол".
Он и до сих пор продолжает трудиться в хоккейной школе команды на должности старшего методиста-инструктора. В юбилей киевского Сокола Валентин Павлович рассказал о страницах истории некогда флагмана украинского хоккея, его становлении и сегодняшних проблемах. Разговор получился интересным и долгим, ведь за пятьдесят лет многое произошло.
- Я приехал в Киев в июне 1963 года. В команде на тот момент были два игрока – Илья Фридман и Юрий Быстров. С 1 июля нас уже официально оформили в клуб.
- Как Вам поступило предложение от Динамо?
- У хоккеистов обычно отпуск с 1 по 30 июня. В это время я отдыхал на Кавказе, когда неожиданно получил письмо от Дмитрия Николаевича Богинова, знаменитого тренера горьковского Торпедо, которого пригласили работать в столицу Украины. В нём он писал, что в Киеве создаётся хоккейная команда, и он видит меня в её составе. Прилетев в Киев, обговорили условия, где моим главным пожеланием было предоставления мне квартиры. Но была проблема с переходом, так как с московского Локомотива, с которым я завоевал бронзовые медали в 1961 году, меня не хотели отпускать. Но в то время получить квартиру в Москве было невозможно, а я жил в семье с братьями и сёстрами. Даже игроки сборной СССР не могли получить жилплощадь, не говоря уже про других хоккеистов. Мне пора было обзаводиться своим гнездом, поэтому раздумывал недолго. Уже в августе мне предложили однокомнатную квартиру на Площади Победы, в которой жил футбольный вратарь сборной СССР и киевского Динамо Виктор Банников. Он получил ордер на двухкомнатное жильё. Я посмотрел квартиру, меня всё устроило, но вот-вот должна была родить жена моего партнёра по команде Жоры Юдина, и я согласился уступить очередь ему и получить квартиру позднее. В декабре общество Динамо построило дом на улице Щорса, и я отпраздновал новоселье.
Игра Динамо при переполненных трибунах в Куйбышево. Второй слева Георгий Юдин, крайний справа Валентин Уткин
- А где жили до этого?
- На базе Динамо в общежитии, которое было на Святошино. Сейчас его уже снесли.
- До перехода в Динамо бывали в Киеве?
- Да. У меня здесь жили родственники, семья родной тёти по отцу. Когда я гостил у неё, то мне город очень понравился – зелень, Днепр, чисто везде, хороший климат. Когда создавалась киевская команда, то все хоккеисты из Москвы, Ленинграда, Горького и других городов с удовольствием переезжали в Киев. Тем более в 1965 году президентом Федерации хоккея Украины стал Анатолий Николаевич Хорозов, который был управляющим делами Госплана, имея большие возможности помогать команде. Во многом из-за этого у нас за год собрался боеспособный коллектив.
Валентин Уткин (слева) и Анатолий Хорозов
- Как Вы стали капитаном Динамо?
- В то время капитана везде выбирали тайным голосованием, и мне посчастливилось стать первым капитаном киевлян. Команда у нас была дружная, мы стояли друг за друга не только на хоккейной площадке, но и в бытовом плане. Не случайно мы уже в 1965 году заняли первое место в Первой лиге, и вышли в Высшую, где играли сильнейшие команды страны.
- На Ваш взгляд в 1963 году в Динамо был отбор хоккеистов или тренер Дмитрий Богинов набирал игроков под свою модель команды?
- Думаю, это больше был набор, так как Дмитрий Николаевич хорошо знал наши возможности, и большого отсева не было. Всего два-три игрока не подошли тогда Динамо. Игорь Алексеевич Шичков, капитан "серебряного" горьковского Торпедо 1961 года, тогда был вторым тренером, но я уговорил его ещё поиграть полгода. Его опыт очень пригодился.
- Какие были проблемы у команды?
- Было много скептиков, которые не верили, что хоккей в Украине приживётся, но мы верили, что "зерно" прорастет. И сейчас, когда собираемся с ветеранами, мы понимаем, что сделали большое дело, потому что зрители стали ходить на наши игры. Киевляне полюбили хоккей – Дворец Спорта практически всегда был заполнен. Была большая проблема "лишнего билетика". В то время сборная СССР начала обыгрывать всех на международной арене, постоянно становилась чемпионами мира и Олимпийских игр. В Киев приезжали "звёзды", и нам приходилось скрываться от знакомых, которые просили достать билеты на игры. Болельщики настолько хотели попасть во Дворец Спорта, что на одной из игр вынесли стеклянные входные двери и прорвались на трибуны. Про нас писали в газетах, игры показывали по телевидению, и хоккей стал популярным видом спорта во всей Украине. Построили хоккейные Дворцы в Харькове, Днепродзержинске, Северодонецке, Донецке и других городах. Хоккей начал развиваться, и как показало время - тогда был заложен хороший фундамент. Воспитанники украинского хоккея в будущем становились чемпионами Олимпийских игр, чемпионами мира и Европы в составе взрослой сборной СССР, молодёжной и юниорской.
1966 год. Динамо Киев в киевском Дворце Спорта.
- В ваше время часто хоккеисты ещё играли в футбол на высоком уровне…
- Уже, нет. Это в поколении Всеволода Боброва 60 процентов игроков зимой играли в хоккей, а летом - в футбол. Когда мы были мальчишками то так и играли, потому что практически не было искусственного льда. Но потом, когда начало играть моё поколение, то удлинился срок подготовки. Команды мастеров уже с середины осени уезжали готовиться в Сибирь и Урал, где в начале ноября уже был лёд. Да и футбольные команды дольше стали готовиться к сезону, и поэтому моё поколение уже занималось чистой специализацией – или хоккеем, или футболом.
- Дружили с футболистами киевского Динамо?
- Когда мы приехали, то в дубле киевлян играли Владимир Мунтян, Евгений Рудаков, Владимир Веремеев, Вадим Соснихин и другие футболисты. Мы с ними сдружились.
- Вспомните первую хоккейную игру в Киеве против СКА (Куйбышев), первую заброшенную шайбу киевлян Валентина Мартынова….
- Если бы я знал, что сейчас будут вспоминать, кто забросил первую шайбу, то я бы её постарался забить (смеётся). Судил первую игру арбитр Сеглин Анатолий Владимирович, в прошлом знаменитый игрок в хоккей с шайбой, хоккей с мячом и футбол. Валя Мартынов забил первый гол, Сеглин к нему "подлетел" и забрал клюшку и шайбу. Куда он её забрал - я не знаю. Возможно, в музей какой-то. Тогда клюшки были не такие дорогие, и часто ломались. Мы на каждый матч готовили пять-шесть клюшек.
Через мгновение после шайбы в ворота соперников...
- Загиб на клюшке уже был?
- Нет, они ещё были прямые. Клюшки были деревянные и тяжёлые. Нам приходилось к каждой игре их готовить, строгая маленьким рубанком крюк, чтобы шайбу было лучше вести и бросать. Мы играли и тренировались тогда ещё без шлемов, а вратари стояли в воротах без масок. Часто из-за этого было много травм.
- На первой игре присутствовали высокопоставленные чиновники?
- Были только спортивные руководители: Сокол Владимир Васильевич – председатель Госкомспорта, Мизяк Андриан Алексеевич - зампред спорткомитета Украины. Кстати, это была его инициатива организовать в Киеве хоккейную команду. Ведь киевский Дворец Спорта, - это была всего вторая искусственная хоккейная площадка в СССР.
Вот когда мы вышли в Высшую лигу, тогда на игры уже приходил Первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Васильевич Щербицкий.
- Про первого главного тренера киевлян - Дмитрия Николаевича Богинова – ходят легенды: дворянин (его отец - контр-адмирал), штрафбатальон, прошел всю войну от красноармейца до майора, орденоносец Красного Знамени… Затем спортивная часть жизни: старший тренер горьковского Торпедо - серебряного призёра 1961 года, стоял у руля зарождения большого хоккея в Киеве и Тольятти, Заслуженный тренер РСФСР и УССР по хоккею. Что он был за человек?
- Авторитет в команде у него был большой. Известный тренер, человек, фронтовик. Я хоть и был капитаном, но про своё прошлое он никогда мне не рассказывал. Это была закрытая тема.
Динамо на турнире в Инсбруке (Австрия). Слева на право: Валентин Уткин, Дмитрий Богинов, Игорь Тузик и Борис Нужин
- Почему Богинов ушёл из Динамо?
- Вначале пять лет у команды были хорошие условия, но потом начались проблемы. Дмитрий Николаевич видел уже не такую заинтересованность в команде. Богинов имел серьёзный разговор с председателем общества Динамо Бака Михаилом Макаровичем. Они сильно поругались, и после этого у него с руководством динамовского общества закончились хорошие отношения. Дмитрий Николаевич написал заявление об уходе, и у руля команды стал Шичков Игорь Алексеевич.
- Мы привыкли, что у каждой команды есть свои принципиальные соперники. На тот момент у Динамо уже сформировались принципиальные противостояния?
- Особых принципиальных противостояний не было, но почему-то мы постоянно обыгрывали московское Динамо. Две или три игры из четырех обязательно выигрывали! А вот неудобной командой был ЦСКА, а из не московских команд - рижское Динамо. Тогда Виктор Васильевич Тихонов придумал схему игры в четыре пятерки. Это сейчас такая схема считается нормой, а тогда она была в диковинку. Раньше ведь играли тремя пятерками, а до меня – вообще двумя! Я еще застал эти времена. Казалось, куда уж больше трех! Но он придумал такую схему – и потом весь мир ее перенял. Поддерживался темп, скорость, с ними было тяжело играть. К тому же, в Риге всегда была сумасшедшая поддержка трибун.
- Валентин Павлович, как происходило переименование Динамо в Сокол…
- Ровно через 10 лет после создания Динамо, месяц в месяц, с 1-го июля 1973-го года клуб стал носить название Сокол. Я в это время был вторым тренером. Старшим был Шичков Игорь Алексеевич. Все это происходило на моих глазах. Я тогда еще ребят устраивал на авиационный завод по цехам.
Динамо Киев 1972 года. Последнее фото перед переименованием в Сокол
- Игроки работали на заводе?
- Нет, они не работали, а числились на заводе, в том числе и тренеры и обслуживающий персонал. Мы тогда еще думали над названием команды, а так как клуб поддерживал именно авиационный завод, а не конструкторское бюро Антонова, решили, что название должно быть связано с авиацией, с полетом, вот и решили назвать команду Сокол.
- Какова была причина перехода под шефство авиазавода?
- Причина банальна – финансы. В обществе Динамо на тот момент уже были футбольная команда, баскетбольная, волейбольная, ватерпольная и другие виды спорта. Председатель республиканского общества Динамо решил, что хоккей – это очень дорогостоящий вид спорта, и он добился, имея хорошие связи в ЦК компартии Украины, чтобы на свои плечи финансирование взяли профсоюзы. А уже профсоюзы и Укрсовпроф устроили нас при заводе. Динамо тогда просто избавилось от нас. Но это было, честно говоря, к лучшему. Завод стал больше уделять внимания Соколу, и условия у нас стали намного лучше. Повысили премиальные, стали выделять машины. Когда я играл в хоккей, например, то за десять лет в Динамо никто и не думал давать машины хоккеистам.
- Интересно, какие премиальные были тогда за победу?
- 25 рублей. Это были хорошие деньги. Зарплата тогда была 160 рублей. Естественно, это привлекало хоккеистов в клуб. В Киев стали съезжаться хорошие ребята: Юрий Шундров, Петр Малков, Владимир Голубович, Николай Нариманов, Анатолий Степанищев, Андрей Овчинников, Александр Менченков, Владимир Андреев, Валерий Ширяев, Анатолий Дёмин и многие-многие другие.
- Набирали по приглашению?
- Конечно! К тому времени в команде уже появился тренер-селекционер – Бронислав Сомович. Он занимался селекцией, просматривал, приглашал ребят. Сомович проделал большую работу, и собрал костяк команды, который потом выиграл бронзовые награды чемпионата СССР...
Продолжение следует!
Главное фото материала: Динамо Киев дебютного сезона 1963/64
1 ряд (сидят слева направо): нападающий Александр Кузнецов (живёт в Москве), нападающий Анатолий Пронкин (живёт в Москве), нападающий Игорь Шичков (умер, похоронен в Киеве), главный тренер Дмитрий Николаевич Богинов (умер, похоронен в Москве), администратор команды Виолин Семён Иосифович (живёт в Израиле), нападающий Валентин Уткин (нападающий, живёт в Киеве), защитник Владимир Алёшин (живёт в Киеве), нападающий Сергей Серебряков (умер, похоронен в Киеве).
2 ряд: нападающий Олег Савельев (умер, похоронен в Москве), нападающий Валентин Мартынов (умер, похоронен в Санкт-Петербурге), врач команды Анатолий Сорокин, нападающий Георгий Юдин (живёт в Москве), нападающий Игорь Тузик (живёт в Москве, с 25 июня 2001 года - вице-президент Федерации хоккея России), защитник Юрий Михайлов (живёт в Москве), нападающий Илья Фридман (умер, похоронен в Москве), защитник Алексей Абрамов (умер, похоронен в Запорожье), нападающий Юрий Быстров (умер, похоронен в Москве).
3 ряд: администратор команды Пётр Владимирович Котляр (умер, похоронен в Киеве), вратарь Николай Кульков (живёт в Москве), защитник Николай Ворошилов (умер, похоронен в Москве), вратарь Виталий Павлушкин (умер, похоронен в Киеве), нападающий Евгений Флейшнер (умер, похоронен в Казани), защитник Эдуард Дьяков (умер, похоронен в Киеве), защитник Анатолий Рябеченко (умер, похоронен в Москве), защитник Анатолий Сергеев (живёт в Москве), защитник Алексей Богинов (живёт в Киеве).
Редакция iSport.ua выражает благодарность Валентину Павловичу Уткину за предоставленные фото из личного архива!