Двойные стандарты. Проблема расизма в мировом футболе
Vox clamantis in deserto*
Недавняя отставка наставника английской сборной Фабио Капелло взбудоражила мировую футбольную общественность. Еще бы – один из самых титулованных тренеров современности ушел с поста главного тренера возможного триумфатора Евро-2012 в разгар подготовки к турниру отнюдь не по спортивным причинам, а в результате скандала, вызванного расистскими высказываниями бывшего капитана английской команды Джона Терри.
Напомним, что в октябрьском матче английской Премьер-лиги защитник лондонского Челси и капитан сборной Англии Джон Терри якобы произнес несколько фраз расистского характера в адрес темнокожего игрока Куинз Парк Рейнджерс Антона Фердинанда. Через несколько недель Королевская прокуратура признала Терри виновным в оскорблении Фердинанда, несмотря на то, что сам Терри свою вину не признавал. К слову, партнеры Джона по команде хотели надеть футболки со словами в его поддержку на один из матчей, но сам клуб Челси категорически запретил им это делать.
В начале февраля скандал разгорелся с новой силой – Футбольная ассоциация Англии (FA) решила лишить Джона Терри капитанской повязки в сборной Англии (расист не достоин быть капитаном). Это решение подверг уничижительной критике сам наставник Трех Львов Фабио Капелло. В ответ на это FA пригрозила итальянскому специалисту отставкой, если он и дальше посмеет критиковать действия английских футбольных властей. Капелло такого стерпеть не смог и 8-го февраля 2012-го года, за считанные месяцы до Евро-2012, подал в отставку.
Четкого ответа на вопрос «кто прав?» в этой ситуации нет и быть не может. С одной стороны, весьма понятно нежелание английских футбольных властей иметь в качестве капитана сборной человека, замешанного в расистском скандале – это очень плохо для имиджа. Да и показательная публичная порка не страдающего избыточной толерантностью спортсмена полностью согласуется с текущими политическими тенденциями в стране.
ВИДЕО: Не Fair Play. Несостоявшееся рукопожатие Суареса и Эвра
С другой же стороны, совершенно непонятно, какое вообще право имеет FA вмешиваться в работу главного тренера команды, указывать ему, кого можно, а кого нельзя назначать капитаном (по совершенно не футбольным причинам), и потом еще требовать с него ответственности за результат.
ВИДЕО: Сладкая месть. Защитник МЮ издевается над Суаресом после победы
Скандал с Капелло, вкупе с остальными участившимися инцидентами на расистской почве последнего времени, заставляет крепко задуматься о глобальной проблеме расизма в мировом футболе, ее причинах, последствиях и методах борьбы с ней. Ведь понятие «расизма» с каждым годом в контексте футбольных разговоров упоминается все чаще, и, складывается впечатление, что недалек тот день, когда это слово будет произноситься футбольными функционерами не реже, чем слово «гол».
Итак, почему проблема расовой нетерпимости занимает все больше места в сознании любителей футбола?
Si vivis Romæ, romano vivito more**
Все события, происходящие в мировом футболе, являются косвенным следствием событий, происходящих в европейском футболе, поскольку именно Старый Свет до сих пор является центром футбольной жизни нашей планеты. В свою очередь, на жизнь и развитие европейского футбола самым прямым образом влияют жизнь и развитие европейского общества в целом. Футбол – самая популярная, народная игра человечества, и она является зеркальным отображением того состояния, в котором находится само общество.
В годы после Второй мировой войны, ведущие европейские страны, содрогнувшиеся от ужасов нацистского режима, взяли курс на полное искоренение неприязни к людям других национальностей в сознании собственных граждан и на активную интеграцию населения бывших колоний в производственные отношения бывших метрополий. Такая тенденция устраивала и политиков, и крупный бизнес, заинтересованный в менее требовательной рабочей силе, и, разумеется, самих переселенцев. За считанные десятки лет национальный состав населения Франции, Германии, Англии и других стран изменился коренным образом за счет прибывающих иммигрантов. Все это сопровождалось пропагандой идеалов расовой терпимости и требованиями к европейскому населению уважать культуру иммигрантов, а также суровыми наказаниями инакомыслящих. Со временем, когда потомки первых переселенцев получили возможность занимать высокие посты в государственных структурах, антирасистские социальные программы в европейских странах получили серьезное лобби от них, то есть тех, кто, возможно, сам ранее становился жертвой нападок и притеснений со стороны коренных европейцев. Борьба с расизмом в Европе стала не менее важной и серьезной, чем борьба с исламским терроризмом, и проникла во все сферы общественной жизни: от изобразительного искусства до спортивных мероприятий.
Международные футбольные организации FIFA и UEFA, наряду с футбольными федерациями европейских стран (вроде FA), вполне прогнозируемо стали действовать в соответствии с новым вектором европейской политики. На пропаганду толерантного отношения к людям других национальностей стали выделяться большие ресурсы: печатались баннера с текстами вроде «Нет расизму», создавались десятки тысяч единиц соответствующей текстильной продукции, организовывались разнообразные мероприятия, брифинги, конференции, саммиты и многое другое. Естественно, без кнута нет и пряника – наказывать уличенных в расизме футболистов, тренеров и функционеров стали едва ли не строже, чем уличенных в коррупции. С каждым годом тенденция все набирала обороты и в нынешнее время она, возможно, достигла своего апогея.
Борьба футбольных структур с проявлениями расовой нетерпимости, учитывая мировые процессы глобализации, естественна и понятна. В условиях новой, мультикультурной Европы, ожидать чего-то иного было бы странно. Однако, учитывая размах этой борьбы и, особенно, ряд последних скандалов, закономерно возникают два серьезных вопроса:
I. Является ли проблема расизма главной проблемой в мировом футболе, требующей настолько пристального внимания и выделения столь больших ресурсов на ее решение?
и
II. Насколько успешна борьба футбольных структур с расизмом и насколько разумны методы этой борьбы?
Начнем, пожалуй, с первого.
I. Quot capitā, tot sensus***
Как и у каждой спортивной федерации, основной целью FIFA являются развитие и популяризация футбола во всем мире, организация международных соревнований, контроль над развитием футбольных отношений в мире. Надо сказать, что с этими задачами структура справляется очень неплохо – футбол, бесспорно, самый популярный в мире спорт, за ходом мировых первенств наблюдают миллиарды людей, футбольный рынок достаточно упорядочен и структурирован, а главное – футболу удалось избежать значительных расколов и сохранить структурную целостность. Конечно, и FIFA не без греха, о чем может свидетельствовать недавно замятый коррупционный скандал, но сейчас речь не об этом.
Помимо решения сугубо экономических задач, FIFA также преследует определенные идеологические цели. Борьба с расизмом попадает именно в эту категорию (про экономические выгоды последних лет от охвата футбольной лихорадкой девственных рынков Африки и Азии говорят гораздо меньше). По логике FIFA, полное искоренение расизма – это еще один шаг к идеальному футболу, игры для всех, лучшего хобби и времяпрепровождения для человека. «Мы хотим сделать футбол лучше».
А в чем, собственно, выражается этот пресловутый расизм в нынешние времена в футбольном мире? Темнокожим игрокам запрещают играть в футбол на высоком уровне? Очевидно, нет. Или, может, азиатских игроков как-то ущемляют и постоянно усаживают на скамейку запасных? Вряд ли, слишком много контр примеров. Возможно, игроков арабского происхождения в европейских клубах избивают или унижают в раздевалках? Как-то сомнительно, если говорить об общей тенденции. Вероятно, в отдельных редких случаях эти экстремальные проявления расовой дискриминации и происходят, но вот почти во всех расистских футбольных скандалах последнего времени речь идет практически всегда только об оскорблении футболиста другим игроком или враждебно настроенными фанатами, нежели о каких-то более серьезных вещах.
Складывается впечатление, что иных проблем у современного футбола как игры и спортивного мероприятия, кроме того, что кто-то кого-то на поле оскорбил на почве расовой неприязни, вроде как и нет. О них, по крайней мере, уж очень мало говорят или не упоминают вообще, не говоря уже о выделении на их решение значительных ресурсов. Так ли это? Неужели FIFA, стремящейся сделать футбол самой лучшей игрой всех времен и народов, не с чем больше бороться в современном футболе, кроме как с расизмом?
Даже при самом поверхностном изучении вопроса всплывают сразу несколько проблем.
Симуляции. Не что иное, как наглый обман зрителей и судей, стал повседневной нормой в футболе. С раннего детства будущие футболисты привыкают видеть на экранах, как их кумиры изображают ужасную боль от удара другого футболиста, которого не было и в помине. С молоком матери они впитывают рецепт победы в современном футболе – вовремя упасть, мастерски спровоцировать, изобразить страдания. FIFA же с гораздо большей охотой наймет дорогостоящего специалиста по чтению по губам с целью установить, что же именно сказал футболист в адрес темнокожего игрока другой команды, чем накажет дисквалификацией на пару лет симулянта, картинный нырок которого видели по телевизору абсолютно все.
Пропаганда алкоголя. Если мы говорим о футболе не только как о большом бизнесе, а как о явлении, долженствующем способствовать улучшению физической формы его поклонников, то становится совершенно непонятно, как он может сочетаться с рекламой алкогольных компаний, зачастую являющихся спонсорами крупных футбольных мероприятий. Оказывается, настоящий футбольный болельщик 21-го века – это не тот, кто восхитится футбольным мастерством лучших специалистов мира и попробует использовать новый опыт в уличной игре, а обвешанный с ног до головы атрибутикой потребитель декалитров пива с огромным животом, видевший футбольный мяч исключительно на экране телевизора.
Натурализация. Сама суть соревнований сборных постепенно уходит в небытие. На заре футбола на чемпионатах мира выяснялось, какая из наций умеет играть в футбол лучше всего. Сборной каждой страны был присущ уникальный и неповторимый стиль, существовали понятия национальных «школ» (австрийский Вундертим 30-х годов, венгерская команда 50-х, Немецкая машина 70-х и прочие). В XXI-м веке, не в последнюю очередь благодаря массовой натурализации всеми подряд африканских и южноамериканских талантов, о каких-то традициях в стилях национальных команд говорить не приходится: англичане забивают головой не чаще, чем современная немецкая сборная демонстрирует свой знаменитый характер. Зачем тогда вообще устраивать соревнования сборных, если все будет сводиться к тому, какая из федераций сможет больше найти и натурализовать заграничных футбольных талантов в сборную своей страны? В 2030-м году мы рискуем увидеть Чемпионом мира сборную Бахрейна, костяк которой будут составлять выходцы из фавелл Рио-де-Жанейро и ребята с пригорода Мадрида.
Судейские ошибки. На дворе уже третье тысячелетие от Рождества Христова, а миллионы людей все равно наблюдают, как Анри играет рукой в штрафной сборной Ирландии и, фактически, лишает ее права участвовать в финальной части Чемпионата мира. Вместо видеоповторов, давно уже успешно используемых во всех североамериканских спортивных лигах, проблему пытаются решить с помощью привлечения двух дополнительных судей, сосредоточенно бегающих за воротами обеих команд. Пока безуспешно.
Охота за молодыми футболистами. Бесспорно, с желанием родителей дать шанс проявить себя ребенку и, заодно, обеспечить себе безбедное существование, бороться трудно. Мало кто откажется, если скаут Барселоны предложит забрать его сына в Ла Масию и пообещает, что в будущем он будет играть если не в основе Барсы, то, как минимум, в футболке команды Примеры. В то же время это означает, что небольшие клубы окончательно лишаются возможности выиграть значимые трофеи, поскольку гранды смогут уводить у них молодых талантов не после первого же удачного сезона, а гораздо раньше, чуть ли не в возрасте семи-восьми лет. Теоретическая Црвена Звезда выиграть Лигу Чемпионов не сможет никак, потому лучших ее игроков заберут еще до того, когда она сможет выпустить их на поле. Все это будет только увеличивать огромную пропасть между грандами и клубами второго эшелона в, как минимум, европейском футболе. И ни о каком урегулировании этого вопроса (например, вводе чего-то вроде системы «драфтов») речь пока не идет.
Пожалуй, хватит. При более детальном рассмотрении можно обнаружить другие проблемы, которые следовало бы подробнее изучить: от участившихся конфронтаций футбольных властей с активными фанатами до многочисленных договорных матчей. Но даже описанные выше проблемы решаются крайне медленно: футболисты по-прежнему симулируют, от судейских ошибок все чаще хочется взвыть и закрыть лицо двумя руками в знаменитом жесте, а спорт под названием «футбол» в массовом сознании стал прочно ассоциироваться с непременным потреблением алкоголя. И никто с этим почти ничего не делает.
Зато об успехах на фронте борьбы с гидрой оголтелого расизма нам сообщают на редкость регулярно.
Продолжение: Двойные стандарты. Проблема расизма в мировом футболе (часть 2)