Эксперт: Если Шумахер сможет сам ходить и есть, это будет триумфом медицины

Бывший медицинский делегат FIA, а ныне профессор анестезиологии и медицины чрезвычайных ситуаций университетского госпиталя в Льеже Гари Хартстейн в своем блоге оценил перспективы выздоровления знаменитого гонщика Формулы 1 Михаэля Шумахера.
bild.de

"Каким может быть вероятный исход?.. Прежде всего, позвольте сказать вот что: крайне маловероятно, что Михаэль вернется таким, каким мы его знали до происшествия. Полагаю, если он сможет самостоятельно ходить, есть, одеваться, и если он в значительной степени сохранит элементы своей индивидуальности, это можно будет считать триумфом современной медицины и способности человека к восстановлению.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экс-глава медслужбы Ф-1: К выздоровлению Шумахеру предстоит пройти долгий путь

Если выздоровление дойдет до этой фазы (что абсолютно возможно, хотя и маловероятно), то останется открытым вопрос, в какой мере восстановятся "высшие функции" – память, способность к концентрации, чтению и т.д. Сразу позвольте сделать оговорку: я бы очень хотел ошибиться!

Наихудшим исходом будет продолжающееся состояние комы… Понятно, что это катастрофический исход, и он тоже вполне возможен, если исходить из того, что нам известно о первоначальных травмах (обстоятельства падения, гематомы, ушибы и т.д.), и учитывать относительно долгий период с высоким внутричерепным давлением… Это называется вегетативным состоянием.

Если приводить очень приблизительную статистику, то примерно 50% пациентов с подобными травмами, которые находятся в вегетативном состоянии в течение месяца, возвращаются в сознание, часто с заметными неврологическими нарушениями. Если вегетативное состояние продолжается шесть месяцев, это число падает до 20%. После одного года восстановление нормального сознания происходит крайне редко…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья Михаэля Шумахера поблагодарила болельщиков за поддержку

Так что причины для тревоги, безусловно, есть, причем, для серьезной тревоги. Но нет причин расставаться с надеждой. Всем, кому доводилось работать с пациентами, перенесшими очень серьезные черепно-мозговые травмы, известны случаи, когда люди выздоравливали. Все, что нам остается – это ждать и поддерживать Михаэля и его близких", - подчеркнул Хартстейн.